КАМАЗ начал тестировать беспилотник

Сооснователь и методолог финансовой школы Fin-skill Снежана Манько на форуме Ak Bars Business Drive 2019 рассказала, как грамотно составить и эффективно использовать финансовый план.

Стабильно вести и развивать бизнес без реальных финансовых показателей невозможно. В крупных компаниях это давно поняли и научились работать по финансовому плану. А малый и средний бизнес, который пренебрегает планированием и четким учетом, часто терпит большие убытки. Автоматизировать работу с деньгами и взять финансовое состояние под контроль помогает финансовый план.

Зачем нужен финансовый план?

Стартапам планирование доходов, расходов, выручки и прибыли может помочь выявить новые возможности для привлечения финансов в компанию или увидеть новые направления для развития деятельности, составить план действий.

Развивающийся бизнес, благодаря четкому следованию финплану, сможет повысить эффективность, найти возможности для дополнительной мотивации сотрудников, увидеть не только новые пути развития, но и предотвратить кассовые разрывы и финансовые риски.

Составление плана ради плана — заведомо проигрышная цель.

5 шагов для создания качественного финансового плана

Шаг 1. Поставить цель

План должен отражать реальное состояние финансов компании и управлять ими, а планирование не должно быть хаотичным. Советую начинать с конца — с той цели, которую вы планируете достичь. После ее определения можно приступать к выстраиванию пирамиды — сверху вниз. Например, цель — получить дивиденды к концу года. На этом этапе собственнику бизнеса важно определить личные финансовые цели и только после этого — цель компании.

Из цели вытекает бизнес-стратегия, то есть процесс ее достижения компанией. После понимания процесса, необходимо сформулировать финансовую модель. Ответьте себе на вопрос: «Каким способом мы достигнем этой цели?». Отличие модели от плана состоит в возможности смоделировать несколько вариантов развития событий. После того, как выбран один из них, можно приступать к созданию финансового плана.

Шаг 2. Выбрать ключевой показатель

Зачастую руководители делают большую ошибку, стараясь отслеживать свои финансы по большому количеству показателей. Из всего множества каждая компания самостоятельно выбирает те критерии, которые важны для достижения поставленной цели, а также те, которые реально посчитать и оценить степень их выполнения. Минимум, который нужен для планирования, — наличие показателей по поступлению и выплатам денег.

Единожды сформулировав и задав структуру плана, можно работать с ним несколько лет.

Как правило, все финансовые показатели можно поделить на три группы:

показатели прибыли (доходы минус расходы);

показатели денежного потока (поступления и выплаты);

показатели финансового состояния (активы, обязательства).

На моей практике была фирма, в которой руководитель ежемесячно следил за выполнением 600 показателей. После аудита у них осталось только 15 критериев. Цифр не должно быть много. Они должны быть простыми и понятными, иначе с ними не получится эффективно работать.

Шаг 3. Назначить ответственных

Важно определить ключевые фигуры в планировании — кто отвечает за выполнение показателей в компании, кто приведет бизнес к заданной цели. Если никого не назначили, значит ответственный — собственник, генеральный директор. Важно, чтобы все, кто участвует в создании и выполнении финплана точно понимали показатели и способы их достижения. Еще лучше, если вся команда участвует в планировании. Как правило, «спущенный сверху» финплан не эффективен.

Шаг 4. Выполнить план и внести корректировки

В восьми случаях из десяти финансовые планы не выполняются. На то есть причины: внешние (курсы валют, цены на сырье, политические и экономические) и внутренние (ошибки в учете и планировании, отсутствие ответственных).

Самостоятельно на внешние изменения повлиять практически невозможно. Чтобы избежать различных рисков, заранее просчитайте запас прочности компании, разработайте несколько сценариев действий, учитывая прогноз ситуации на рынке, проведите анализ чувствительности бизнеса на внешние вызовы.

Внутренние причины — это полностью зона ответственности собственника и топ-менеджмента. Для борьбы с невыполнением плана на этом уровне необходимо навести порядок в учете финансов и в бизнес-процессах и взять финансовые потоки под жесткий контроль.

Шаг 5. Принять управленческие решения

Финансовый план, как правило, составляется на год. В идеале каждый месяц он актуализируется. По завершении года собственнику следует проанализировать полученные данные: планируемые и фактические показатели. На основании этих цифр можно составить дальнейший план развития компании, принять управленческие решения:

закрыть/открыть направление деятельности;

привлечь/погасить (заемное) финансирование;

поменять мотивацию/увеличить конверсию;

повысить цены/сократить расходы.

Как повысить точность планов

Качественный план — это совокупность целевых показателей деятельности бизнеса, выполняемых ответственными лицами понятными им способами достижения.

Если вы планируете, но не ведете учет фактических показателей или нет ответственных лиц в компании, то в этом нет никакого смысла.

Чтобы планирование работало и отклонения были минимальными, достаточно выполнить несколько условий:

планировать регулярно;

назначить сотрудников, ответственных за выполнение плана;

отслеживать показатели;

привести в порядок финансовый учет в компании.

Чем отличается начинающий предприниматель от опытного? Когда к начинающему бизнесмену приходит идея, он берет и делает, после чего получает либо успех, либо опыт.

Более опытный предприниматель со своей идеей идет к финансисту и просчитывает ее. А уже потом, исходя из расчетов, принимает дальнейшие решения.

Основатель и руководитель проекта FIN-SKILL, к.э.н.
Снежана Манько
Колонка написана по выступлению на форуме
Ak Bars Business Drive 2019

Записала Алсу Хафиз

Источник: tatcenter.ru