ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ поднимут ДЛЯ НЕЭКОЛОГИЧНЫХ грузовиков?
В российском минпромторге всерьез задумались о повышении базовой ставки транспортного налога для автомобилей экологического класса «Евро-3» и ниже. Нововведение коснется только коммерческого транспорта и может быть внедрено уже со следующего года. Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на замглавы министерства Александра Морозова, сейчас ведомство готовит предложение в минтранс России. По оценке минпромторга, в России свыше 3 млн непотребно дымящих грузовиков. Повышение налогов должно способствовать их замене на современные транспортные средства и, соответственно, снижению выбросов.
Одновременно в Госдуме звучат еще более радикальные предложения: глава комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев призывает и вовсе запретить коммерческие автомобили с классом «Евро-0» и «Евро-1». Газета «Коммерсант» со ссылкой на данные ГИБДД отметила, что всего в России зарегистрировано порядка 60,6 млн транспортных средств, преимущественно легковых. Из них класса «Евро-0» — около 2,1 млн штук, «Евро-1» — 651,5 тыс., «Евро-2» — 2,6 млн, «Евро-3» — 4,8 миллиона. Еще у 14,3 млн легковых машин экологический класс вовсе не установлен. Что касается грузовиков, то их в стране насчитывается около 6,5 млн, из которых на 2,6 млн также не установлен экологический класс. Суммарное число тех транспортных средств, что подпадут под новый налог, по подсчетам издания, составляет более 2 млн штук.
«МЫ ДАВНО ПОСЧИТАЛИ, ЧТО ЭТО ПРИВЕДЕТ К КОЛЛАПСУ МНОГИХ ТРАНСПОРТНЫХ И НЕ ТОЛЬКО КОМПАНИЙ»
Если решение будет принято, то от него явно выиграет КАМАЗ, который в последнее время ощутимо глохнет. Убыток автогиганта за 9 месяцев 2019 года по РСБУ составил 1,9 млрд рублей. По итогам года выпущено 34,7 тыс. грузовиков, а 2018 году было 38,3 тысяч. В пиковом 2012-м — 45,4 тысячи. В нынешнем падении представители КАМАЗа, по сути, винят государство. Закончилось строительство Крымского моста, отгремел футбольный мундиаль, а новых сопоставимых по масштабам инфраструктурных проектов в стране пока нет. Плюс стагнация на рынке жилищного строительства из-за реформы «долевки». Так что масштабное обновление коммерческого автопарка в стране было было бы, что называется, в кассу.
«Мы поддерживаем эту инициативу, — заявил корреспонденту „БИЗНЕС Online“ директор департамента по связям с общественностью ОАО „КАМАЗ“ Олег Афанасьев. — Мы всегда говорили, что необходимы меры экономического характера и стимулирования обновления автопарка. Предложенный минпромторгом вариант вписывается в нашу логику».
При этом, собеседник издания подчеркнул, что КАМАЗ никогда не выступал за жесткий запрет техники по срокам эксплуатации. «Хотя нам все это почему-то приписывают, — добавил он. — Мы же давно посчитали, что это приведет к коллапсу многих транспортных и не только компаний. Это не конструктивная мера — надо стимулировать, а не запрещать».
Напомним, что запретить старые автомобили в августе прошлого года предложила депутат Госдумы от Татарстана Альфия Когогина, супруга гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина. Речь шла о законодательном «запрете использования автомототранспортных средств, достигших предельных сроков эксплуатации». «Никто не говорит о старичках, которые возят рассаду на дачу, или многодетных семьях, которые на старых автомобилях возят детей за город… Имеются в виду только автомобили коммерческого использования, на которых зарабатывают деньги», — поясняла Когогина корреспонденту «БИЗНЕС Online».
Главный аргумент — экологический вред старых авто. «В целом по стране в проблему загрязнения воздуха автотранспорт вносит 60-65 процентов, а в мегаполисах — до 85%. Это вопрос здоровья людей. Медики, присутствовавшие при обсуждении, констатировали, что тысячи людей умирают в течение года от загрязнения воздуха. Естественным образом эта проблема будет решаться лет 30», — отмечала Когогина. Кроме экологии, аргументом стал и вопрос безопасности перевозок. Депутат предлагала создать специальную программу, которая одновременно и ограничивала бы использование транспорта класса «Евро-0» и «Евро-1», и помогала бы предпринимателям обновлять автопарк.
«Кто ездит на таких старых машинах? Это или очень молодая организация, или очень бедная»
«Транспортный сектор уже похож на такого неухоженного ребенка в семье, которым все пользуются, а никто им не занимается, не вкладывает в его развитие, — говорит директор ООО „Ак Буре“ Альберт Рахимов. — Взять и запретить Евро-3, а что делать с этими машинами? Скворечники или курятники?»
Если транспорт технически исправен, то полный запрет предприниматель считает дискриминацией по отношению к перевозчикам. В то же время, по словам Рахимова, новые меры относительно налогов, коснутся в основном мелких частников, так как крупные компании уже перешли на Евро-4 и Евро-5. «Со старой машиной деньги не заработаешь, она будет только в ущерб. Заработанное предприниматель будет вкладывать в ремонт», — считает Рахимов. «Мы то еще в нормальном положении, а вот те, у кого одна, две машины, они не знают, то ли заплатить штрафы, то ли налог, то ли в ремонт пустить деньги, в лизинг, то ли зарплату платить. И никому дела до этого нет, выживают и все!», — добавил он.
«Это нововведение вызвано желанием собрать под любым предлогом какие-то деньги и поводы придумывают самые разные», — высказался в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» предприниматель и активист объединения перевозчиков Казани Владислав Абрамов. В его парке три грузовика, и в год он отдает более 100 тыс. рублей только на транспортный налог. По словам Абрамова, у большей части частников города грузовики — рабочие «лошадки», которым больше 10-15 лет, и обновлять парк предприниматели не могут. Он призвал правительство наоборот стимулировать покупку новых автомобилей, а для этого необходимо снижать налоговую ставку.
Независимо от мотивов минпромторга, инициатива однозначно ударит по российской глубинке, уверен заместитель главного редактора «Рейс» Николай Мордовцев. «Если в Москве есть деньги, то ради бога, хорошо, но в регионах совсем другие доходы, — отмечает Мордовцев. — Они за 6 лет ни у кого не выросли, так что все это совершенно преждевременно и, честно говоря, от нашего нового правительства народ ждет чего-то другого».
По словам собеседника издания, в регионах до сих пор эксплуатируется много автомобилей с бензиновыми V-образными двигателями: к примеру, это ГАЗ-3307, ЗИЛ-4333, гордость советского автопрома ГАЗ-66, и даже встречается ГАЗ-52. Заменить двигатель на более экологически чистый владельцам этих автомобилей будет мешать закон о тюнинге, который пытались ввести в действие с 1 июня 2019, но пока приостановили. «Народ был бы счастлив устанавливать на свои машины „дизеля“ уровня Евро-2 (Евро-3, Евро-4 они конечно не потянут). А бэушный дизель поставить законно на ту же самую шишигу (Газ-66, — прим.ред.) было бы неплохо», — считает Мордовцев.
Выдавливать старую технику с дорог с точки зрения экологии нет необходимости, считает эксперт, так как в основном она используется в сельской местности, где ее концентрация невелика. «Люди, которые эксплуатируют эти машины немолодые, и машины у них такие же, что легковые, что коммерческие. Я бы сказал так: дайте спокойно умереть и этим машинам, и этим людям, без нервотрепки. Через 5-7 лет эти машины сами по себе сойдут на нет. Их просто-напросто сдадут в металлолом. Так что не стоит правительству брать грех на душу такими мерами», — говорит Мордовцев.
Что касается возможных выгод от повышения налога и устранения старых машин для конкретных автопроизводителей, то выиграет тот, кто создаст лучшую систему лизинга и скидок, выведет на рынок бюджетные модели техники. По словам Мордовцева, это может быть и КАМАЗ, и ГАЗ, но уже не «давно похороненный» ЗИЛ. Однако при этом совсем не обязательно, что запрет эксплуатации коммерческого транспорта Евро-0 и Евро-1 поднимет продажи новой техники — у потенциальных покупателей попросту нет денег. «Кто ездит на таких старых машинах? Это или очень молодая организация, или очень бедная, положение которых мы такими мерами только усугубляем», — резюмирует эксперт.
Источник: www.business-gazeta.ru