Город мастеров на берегах Камы

После вынужденного перерыва в прошлом году в Татарстане вновь прошла Спасская ярмарка

 

спасская-ярмарка

Спасская ярмарка стала ярким праздником.

В Елабуге состоялась Всероссийская Спасская ярмарка. После вынужденного перерыва в прошлом году она вновь собрала вместе тысячи людей: увлечённых своим делом мастеров, музыкантов, звонарей, ценителей ручного труда и просто тех, кто соскучился по этому колоритному празднику.

 

ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ

На три дня исторические кварталы Елабуги, Шишкинские пруды вновь стали многолюдными и шумными. Люди в национальных костюмах, улыбки, звуки гуслей, казачьи песни, колокольный звон, торговые палатки, пакеты с покупками в руках – с утра до вечера ярмарка оставалась центром притяжения всего региона.

Участников и посетителей было несколько меньше, чем в прошлые годы, но всё равно очень много. Мастера приехали со всей России, а гости – не только из Татарстана, но и из других регионов. Сразу несколько туристических теплоходов причалили в эти дни к Елабуге, были организованы автобусные туры из разных городов.

Главная идея ярмарки – поддержка и развитие ремёсел и декоративно-прикладного искусства, народных традиций и интереса ко всему исконному, вековечному, к своим корням и культуре. Несомненно, есть и материальный интерес: на ярмарке зарабатывают и город, и многочисленные торговцы, и кафе, а для мастеров это возможность продавать свои работы и делиться опытом друг с другом.

Многообразие форм, материалов, техник – самые разные изделия ручного труда можно было найти на ярмарке. Взять одни только украшения: и серебряные, и медные, и деревянные, даже бусы из слоновой кости и рога барана. Кружева, валяная обувь, кожаные сумки, одежда в народном стиле, лоскутные покрывала, деревянные и текстильные игрушки, самобытная посуда – перечислять можно долго.

«Я очень признателен тем регионам России, которые традиционно приезжают на этот праздник. Посмотрите, какие произведения искусства привезли! Это и мастерство, и труд. В этом величие любого народа», – отметил председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, который посетил Спасскую ярмарку.

Смысловым ядром ярмарки стал проект «Мастеровой двор города Елабуги». В этом году он был реализован во второй раз при поддержке Министерства культуры РФ в рамках национального проекта «Культура». На специально отведённой территории расположились 32 самобытных мас­тера из 20 населённых пунктов России. Они проводили мастер-классы, рассказывали о своём творчестве, а также продавали изделия.

Проект осуществляет Елабужский государственный музей-заповедник, его генеральный директор Гульзада Руденко рассказала о том, как отбирали мастеров.

«Это проверенные нами мастера, профессионалы, большинство не раз приезжали на ярмарку. Участникам проекта мы оплачиваем дорогу, проживание в гостинице, питание, а они целыми днями проводят мастер-классы. Мы постарались представить самые разные ремёсла», – отметила она.

 

СПАССКИЙ ПОЛОВИЧОК

На «Мастеровом дворе» вовсю шли мастер-классы. Представители Дома ремёсел удмуртского села Алнаши помогали выточить на станке скалку, сделать куколку из трав, а Надежда Измайлова показывала, как работать за ткацким станком. Специально для поездок на ярмарки был создан разборный мобильный станок.

С лучезарной улыбкой и терпением Надежда помогала желающим соткать очередной кусочек полотна – разноцветного половичка, который после завершения ярмарки передала музею-заповеднику. За время мастер-классов девочки, мальчики, взрослые люди соткали около двух метров.

«Очень многие говорят: у меня бабушка ткала, у меня – мама. Эти воспоминания сближают, роднят людей», – утверждает мастерица.

В юности Надежда не думала, что свяжет свою жизнь с ткачеством, но вот уже 25 лет занимается этим с большой радостью, пробует разные техники. Искусной мастерицей была её прабабушка, вещи сохранились в семье. Разглядывая их, Надежда старается повторить приёмы: максимально похоже выткать, сшить одежду. Она и сама на ярмарке в фартуке, сшитом вручную по прабабушкиной технологии.

«На таких ярмарках я заряжаюсь позитивом. Радуюсь, что мы нужны, что нас ценят. И люди становятся, наверное, добрее, человечнее, просыпается в них что-то такое земное, настоящее», – делится впечатлениями Надежда.

По соседству расположились мастера художественной резьбы по кости, брат и сестра, Алексей Вербицкий из Магадана и Светлана Логунова из Москвы. Оба посвятили этому делу всю жизнь. Резьба по кости была популярна у коренных народов Севера. Они изготавливали утилитарные вещи – гарпуны, скребки, иглы, застёжки, а позже и сувениры.

 


На три дня исторические кварталы Елабуги, Шишкинские пруды вновь стали многолюдными и шумными. Люди в национальных костюмах, улыбки, звуки гуслей, казачьи песни, колокольный звон, торговые палатки, пакеты с покупками в руках – с утра до вечера ярмарка оставалась центром притяжения всего региона


 

Алексей предпочитает скульптуру малых форм, его жанр – анималистика. Резчики в Магадане используют китовую кость, клыки моржа, бивни мамонта, рога лося и снежного барана.

Светлана занимается миниатюрной скульптурой. На её ладони – ёжик из зуба кашалота с инкрустацией из рога лося. А вот две лягушки, они из бивня мамонта разных оттенков. Где мастера берут столь редкие материалы? Бивни мамонта, как правило, случайные находки. Обнаружившие их люди часто сами выходят на художников. А партию зубов кашалота, например, купили лет десять назад, хватает надолго.

Светлана также увлеклась реставрацией старинных изделий из кости. Она показывает антикварные бусы из Анг­лии, сделанные из слоновой кости примерно 150 лет назад, и ожерелье из США с гавайским цветком – на этих островах тоже был центр резьбы. «Украшения из кости лёгкие и тёплые, носишь, а они тебя греют», – улыбается мастер.

К сожалению, всё меньше людей занимается ручным трудом, сетует Алексей. «Хотелось бы, чтобы у молодых отклик был больше, этого не хватает. Цифровой век! Больше зарабатывают программисты, и все идут в программисты. Я думаю, всё-таки нужно развивать, популяризировать все народные промыслы», – считает он.

 

МЁД И ИВАН-ЧАЙ

Одной из самых старших участниц ярмарки стала Нина Орлова, мастер лоскутного шитья из Перми. Ей 76 лет, и она тоже все три дня беспрерывно проводила мастер-классы. На ней красивое народное платье и яркие бусы из ткани.

Нина много лет работала в ателье, а потом в школе. Она выросла в многодетной семье в послевоенное время и вспоминает, как мама постоянно что-то перешивала, чтобы детям было в чём ходить. В школу носили тканые сумки, а спустя много лет Нина и сама шьёт сумки из ткани, но уже красивые, узорчатые. Лоскутное шитьё – кропотливая работа. Но выставить достойный ценник Нина не решается.

Сумки, где все элементы выполнены вручную, она продаёт по 500 рублей, а лоскутное одеяло, над которым трудилась несколько месяцев, отдала за шесть тысяч. «Понравилось человеку, я и отдала. Хотя мне многие говорят, что это слишком дёшево. Мне нравится шить, я не могу без дела», – рассказывает мастерица.

Традицией Спасской ярмарки стал Фестиваль родовых поместий. Он собрал представителей Татарстана и Удмуртии. Они угощали чаем, организовывали русские забавы.

Среди участников – Гульназ и Алмаз Зариповы из Удмуртии, из поселения родовых поместий Русский Сарамак. Там живут в основном многодетные семьи, единомышленники, которые решили жить на земле в счастье и радости, создавать крепкие семьи. Зариповы переехали туда из Нижнекамска, когда их первенцу было три года. В городе ребёнок постоянно болел, а в деревне перестал. Родилось ещё двое детей.

 

спасская-ярмарка2

Магомедали Магомедалиев – мастер из Дагестана, работающий в уникальной технике орнаментальной насечки по дереву.

 

«Весной и летом огород, сбор трав, подготовка к фес­тивалям. Ходим на спевки, изучаем и поём песни. Муж занимается пасекой, делает всю пчеловодческую продукцию», – так описывает свой быт Гульназ. На их прилавке – мёд, иван-чай и разные травы.

Одно из преимуществ такой жизни – здоровое питание. Магазинов в поселении нет, нет и пищевых соблазнов. Почти все продукты производят сами поместья. Из сладостей только мёд и ягодные сиропы на его основе, пастила.

«Такой способ жить – это в первую очередь здоровье. Когда человек здоров, у него больше сил, активности. Мозг по-другому начинает работать, человек настроен на творчество и самореализацию», – считает Гульназ.

 

ЛУЧШЕГО НЕ НАЙТИ

Неотъемлемая часть Спасской ярмарки – Всероссийский фестиваль колокольного звона. Кроме звонарей, в нём участвуют фольклорные ансамбли и мастера игры на древнерусских инструментах. Состоялось два больших звон-концерта.

Создатель проекта «Праздничный звонарь» крымчанин Вадим Мартовой при­ехал впервые. «Я много фестивалей посещаю, этот, на мой взгляд, лучший в стране. Состав участников – это душа искусства колокольных звонов России», – сказал он.

Много лет Вадим работал в шоу-бизнесе, играл на барабанах. А потом поселился при храме, жил и работал там восемь лет, выучился на звонаря.

«Как человек творческий и глубоко верующий, я находился в поиске лучшего для меня вида искусства. И нашёл. Для меня это апогей, я больше никогда ничего искать не буду. Прославляю Господа, несу колокольный звон. Считаю, что русская культура сегодня немного обделена православным искусством, и я занимаюсь его распространением в светском обществе», – рассказал звонарь.

Его проект – это выступления и мастер-классы для взрос­лых и детей на переносной звоннице. Он исполняет как канонические звоны, так и современные мелодии. Выступает и с оркестром, исполняя, например, «Славься» Михаила Глинки.

Участниками фестиваля стали известный гусляр России Егор Стрельников из Сергиева Посада, мультиинструменталист и композитор Евгений Бунтов из Екатерингбурга, который играет более чем на тридцати инструментах и собирает старинные, полузабытые инструменты, и другие артисты.

Спасскую ярмарку в Елабуге проводят Министерство культуры РТ, муниципалитет, Елабужский государственный музей-заповедник при поддержке республиканских министерств и ведомств. Организаторы заявили о желании следующую, пятнадцатую ярмарку провести в меж­дународном формате.

Источник: rt-online.ru