Инновационная революция в пределах одного города

Иннополис готовится к введению экспериментального правового режима

 

 

Беспилотные такси, ставшие визитной карточкой самого молодого города России, в ближайшее время получат почти полную самостоятельность. Они будут ездить не только без водителя, но и без сопровождающего в лице инженера-испытателя. Иннополис первым в Европе сможет тестировать технические новинки вкупе с юридическими инновациями.

 

На заре автомобилестроения, когда на дорогах главенствовал гужевой транспорт, самодвижущиеся экипажи во многих странах подвергались настоящей правовой дискриминации. К примеру, в Англии до 1896 года по так называемому «закону о красном флаге» скорость автомобиля в городе была ограничена двумя милями (чуть более трёх километров) в час, а впереди экипажа должен был идти человек с тем самым флагом… Подобное отношение уже в наше время испытали на себе и беспилотники. Но прогресс не остановить.

 

ГОССОВЕТ ДАЁТ ДОБРО

Настоящим прорывом стало тестирование беспилотных такси в Иннополисе, начатое крупнейшей российской IT-компанией три года назад.

– Сейчас в городе курсируют восемь беспилотных автомобилей, принадлежащих «Яндексу», – уточняет председатель Комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин. – За время эксперимента в режиме такси совершено более 21 тысячи автономных поездок и не зафиксировано ни одного ДТП.

Очевидный успех создал предпосылки для работы на новом качественном уровне, но пока условия испытаний и их сроки – до 1 марта будущего года – ограничены действующим постановлением Правительства РФ. Однако несколько месяцев назад в стране вступил в силу достаточно универсальный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ», касающийся в том числе и высокоавтоматизированных транспортных средств.

 


Беспилотные такси совершили более 21 тысячи поездок, ни разу не попав в ДТП


 

Законом предусматривается почти полная свобода для такой техники в отдельно взятых муниципалитетах после соответствующего согласования. Первый шаг, разумеется, должна сделать компания-разработчик, расписав суть, сроки, основные этапы тестирования и «ареал обитания» своих инновационных творений. Компания «Яндекс» такую программу подготовила и получила поддержку Правительства республики. Которое в свою очередь инициировало рассмотрение вопроса в региональном законодательном органе.

К депутатам обратился заместитель Премьер-министра РТ Роман Шайхутдинов, курирующий Иннополис, и был, что называется, услышан. Всесторонне обсудив тему, парламент дал добро. На очереди – рассмотрение письма от Президента Татарстана и соответствующее разрешение на уровне Правительства России. Есть все основания на­деяться, что и на этом этапе проволочек не будет.

 

НАЙТИ КОМПРОМИСС

Внимательный читатель, вероятно, обратил внимание на «подмену» названия беспилотников высокоавтоматизированными транспортными средствами. Это не дань официально-деловому стилю, а стремление к точности формулировки. Дело в том, что «беспилотность»  – штука относительная. Эксперты, среди которых член Комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев, выделяют пять её уровней.

На ранней стадии эволюции – бюджетная машина с круиз-контролем. На пятом уровне – «кибермобиль» с искусственным интеллектом, который ещё не изобрели. В случае с такси от «Яндекса» или беспилотными (с упомянутыми оговорками) камазовскими грузовиками речь идёт о четвёртом уровне. Для безопасной эксплуатации таких машин, помимо прочего, требуются качественная оцифровка дорог и стабильное состояние последних в течение года вкупе с надёжным интернет-покрытием.

Другой проблемный вопрос – кто несёт ответственность в случае ДТП. Одно­значного ответа на него нет даже в заокеанской «стране юристов», где серийно выпускаются легковые машины с автопилотом. В судах, где разбирались недавние трагические происшествия с автомобилями Tesla, обвинения звучали как в сторону разработчиков, которые где-то что-то недодумали, так и в сторону владельцев, пере­оценивших возможности новой техники. Хотя для последних это зачастую уже не имеет значения…

 


Настоящим прорывом стало тестирование беспилотных такси в Иннополисе, начатое крупнейшей российской IT-компанией три года назад


 

Отрадно, что Россия учится на чужих ошибках, но, если слишком долго выжидать, останешься на обочине мирового тренда. Сегодня философские рассуждения уступили место точным расчётам. Они, к примеру, доказывают, что светлое экономическое будущее – за автономными грузоперевозками. И чтобы не опоздать с развитием инновационного транспорта, будь то такси или грузовики, требуется опыт испытания беспилотников в реальных городских условиях и… без пилота. Сегодня компромиссный вариант между прогрессом и безопасностью – маленькая инновационная революция в границах Иннополиса.

– Беспилотное такси «Яндекса» у нас было запущено ещё в августе 2018 года. Но пока все поездки проходят с инженером-испытателем на переднем пассажирском сиденье, – отмечает вице-премьер Роман Шайхутдинов. – Теперь же, в случае положительного решения Правительства России, мы сможем отказаться от сопровождающего. И полноценно тестировать высокоавтоматизированную технику.

Для скептиков добавим, что ни о каком «беспилотном беспределе» речь не идёт.

– Новый правовой режим предусматривает применение специальных норм в случаях, когда общие действующие нормы затрудняют или делают невозможным использование цифровых инноваций, – поясняет Александр Тыгин. – Но речь не идёт о территории без правил!

Иными словами, никто не отменяет, к примеру, основные требования правил дорожного движения. Если не касаться отсутствия водителя за рулём. Но с этим придётся смириться. И в перспективе – не только в Иннополисе.

Источник: rt-online.ru