В чём сила, писатель?

Литераторов призывают к «коммуникации с обществом»

 

читает

 

Давно прошли времена, когда на всю Тульскую губернию был один-единственный писатель – Лев Толстой. И таким же далёким представляется сегодня время, когда эта шуточная статистика неизменно звучала с трибуны советских писательских съездов в укор многочисленному отряду «инженеров человеческих душ», которые, несмотря на миллионные тиражи своих трудов, так и не смогли затмить литературную славу старорежимного графа.

 

3 марта отмечался Всемирный день писателя, и аккурат в этот самый день в Казани проходил очередной, девятнадцатый съезд Союза писателей Татарстана. Сейчас эта творческая организация насчитывает в своих рядах более 330 человек, и в этом смысле она, бесспорно, наследует советскому прошлому. Но собственно о литературе на съезде говорилось не­много. Главной его интригой, как и предполагалось, стали выборы нового председателя союза – момент, безусловно, важный, но с точки зрения высоких материй, таких как литературное творчество, всё-таки больше технический. Или это только на первый взгляд?

Напомним, что с 2016 года Союзом писателей РТ руководил Данил Салихов, чьи полномочия на этом посту истекли ещё летом прошлого года. Однако в силу известных обстоятельств, связанных с эпидемиологической ситуацией, провести тогда отчётно-выборный съезд не представлялось возможным. Потом его дважды переносили, и каждый раз появлялись новые прогнозы, кто займёт место председателя. Притом что формально полномочия Салихова были продлены на год и этот срок до сих пор не истёк, тем не менее писатели решили, что тянуть больше нельзя.

Судя по всему, последней каплей стали появившиеся в конце прошлого года слухи о готовности Союза писателей России взять татарстанскую писательскую организацию под своё крыло на правах регионального отделения. Об этом, в частности, написала газета «Коммерсантъ», ссылаясь, в свою очередь, на запись в официальном аккаунте российского союза на Facebook. Там говорилось, что на сегодняшний день СП России имеет свои региональные организации во всех субъектах Федерации, кроме Татарстана. Однако на состоявшейся встрече председателей двух союзов якобы было «выражено обоюдное стремление и желание исправить существующее положение дел» и даже «намечены конкретные шаги по сближению». Неизвестно, как далеко зашли эти переговоры и имеет ли это место быть вообще, но большинство татарских писателей в принципе болезненно воспринимают саму вероятность потери союзом самостоятельности. И понять их можно.

В своё время, когда повсеместно творческие союзы дробились и распадались, постепенно утрачивая свою сакральность и уподобляясь ­собесам, Союз писателей Татарстана, обретя долгожданную независимость, целенаправленно стал позиционировать себя не только профессиональным сообществом, но прежде всего духовным центром татарского народа, несущим ответственность за сохранение и развитие всей национальной культуры. Надо ли говорить, что в контексте нынешних тенденций, как глобальных, так и внутриполитических, это тем более становится актуальным и востребованным. Другой вопрос: насколько успешно татар­станскому союзу удаётся сегодня сочетать две эти миссии – творческую и общественную? Не секрет, что две трети его списочного состава – это люди преклонного и очень преклонного возраста, обуреваемые не столько писательскими амбициями, сколько простыми житейскими заботами – о здоровье, достойной пенсии и т. д. К слову, все эти вопросы постоянно находятся в поле зрения руководства СП, и содействие в их решении тоже требует огромных усилий. А потому первое, что сегодня нужно союзу – это сильный, харизматичный лидер, пользующийся авторитетом и доверием старейшин и в то же время делающий ставку на творческую молодёжь, её амбиции, талант и высокий градус общественной активности.

Ту же мысль высказала на съезде министр культуры Ирада Аюпова, призвав писателей «быть в коммуникации с обществом». «Скандалы вокруг союза вредят репутации не только отдельных личностей, но и званию татарского писателя. Нужны перемены. Союзу писателей Татарстана нужен сильный лидер», – без обиняков признала она.

Несколько слов о том, как проходил сам съезд. Фактически были задействованы три площадки: в Казани это театр им. К.Тинчурина, а писатели, представляющие филиалы союза в Набережных Челнах и Альметьевске, смогли участвовать в работе съезда и голосовании удалённо, с помощью защищённого канала видео­связи. В условиях всё ещё действующих санитарных ограничений это был первый опыт подобного рода, и в целом его можно назвать успешным.

 


Представляя съезду своё понимание того, с чего надо начинать воспитание творческой смены, Ркаил Зайдулла говорил, например, о том, что каждому писателю необходимо взять кураторство над школой, в которой учился сам. Условно говоря, триста писателей – это как минимум триста их последователей, людей, заряженных на творчество и поиски собственной идентичности


 

Как уже сказано, первые прогнозы относительно того, кто станет новым председателем союза, появились ещё задолго до съезда. Назывались самые разные кандидатуры, начиная с таких аксакалов, как Разиль Валеев, и заканчивая 30-летним Рузалем Мухаметшиным. Но в конечном итоге в списке для голосования оказались совсем другие фамилии. Из четырёх выдвинутых в ходе съезда кандидатов двое (Вахит Имамов и Рафис Курбан) предпочли взять самоотвод, а основное соперничество развернулось между 52-летним Рамисом Айметом, за плечами у которого многолетний опыт работы в аппарате СП в качестве заместителя председателя, и 59-летним Ркаилом Зайдуллой. Последний, как уже известно, набрал больше голосов и ближайшие четыре года будет стоять у руля творческого союза.

Ркаил Зайдулла (Зайдуллин) – народный поэт Татарстана, публицист, драматург, переводчик. Его стихи, пьесы и рассказы переведены на английский, русский, турецкий и другие языки. Он лауреат Госпремии им. Г.Тукая и Республиканской премии им. М.Джалиля, депутат Госсовета, член Совета по культуре и искусству при Президенте РТ.

Представляя съезду своё понимание того, с чего надо начинать воспитание творческой смены, Ркаил Зайдулла говорил, например, о том, что каждому писателю необходимо взять кураторство над школой, в которой учился сам. Условно говоря, триста писателей – это как минимум триста их последователей, людей, заряженных на творчество и поиски собственной идентичности. Он также предложил отправлять талантливую молодёжь в лучшие литературные вузы страны и возродить специальную стипендию для молодых писателей. Кроме того, Зайдулла анонсировал создание при СП РТ центра художественного перевода и учреждение премии для переводчиков, которая, скорее всего, будет носить имя Рустема Кутуя. Кстати, Державинская и Горьковская премии, по мнению нового председателя, должны присуждаться только русскоязычным писателям. Зайдулла пообещал поддерживать их и в других вопросах.

Кандидатуру Ркаила Зайдуллы от имени старейшин союза выдвинул писатель Гарай Рахим, а затем её поддержал заместитель Председателя Госсовета республики Марат Ахметов. «После ухода Туфана Миннуллина я остро ощущал, как нам не хватает такого человека в парламенте, – признался он. – Но потом пришёл Ркаил, человек другого поколения, и его позиция мне тоже нравится. Как писатель он уже получил все возможные награды, и его профессиональные качества вне сомнений. Ркаил чётко видит все проблемы и смело заявляет о них как депутат. Думаю, он способен привлечь внимание руководства республики и к проблемам Союза писателей».

Источник: rt-online.ru