Птица Феникс российских ВВС
Казанский авиазавод объединяет достижения советских конструкторов с новейшими разработками
Накануне Дня защитника Отечества корреспонденты «РТ» побывали на одном из самых закрытых предприятий республики – Казанском авиационном заводе им. С.П.Горбунова – филиале ПАО «Туполев». Наш эксклюзивный репортаж – о ходе модернизации сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3, который называют грозой для корабельных ударных группировок противника. Что стоит за ещё одной буквой «М», которая добавляется к названию. В каком направлении будет развиваться российская дальняя авиация? В сегодняшней публикации мы постараемся ответить на эти вопросы.
МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ
Театр, как известно, начинается с вешалки, а режимное предприятие – с проходной. На Казанском авиазаводе она оснащена по последнему слову техники. По-другому и быть не может – сегодня именно КАЗ является ключевым звеном в модернизации российских ВВС как фактора стратегического сдерживания наших амбициозных партнёров.
Минуя суровый форпост, с заветным пропуском в руках попадаем на внутреннюю территорию завода размером со среднеевропейский город. Здесь, как и положено в городе, есть здания, памятники, предприятия общепита, зелёные аллеи и даже две газеты-близняшки, отражающие дух завода – «Вперёд» на русском и «Алга» на татарском языке. А вот журналисты со стороны тут большая редкость: режим секретности никто не отменял.
С учётом местных масштабов на эксклюзивную экскурсию мы отправляемся на микроавтобусе. Первая остановка – цех окончательной сборки. Впрочем, для Ту-22М3 вся история с добавлением ещё одной буквы «М» здесь только начинается.
Кажется, что мы лилипуты в стране Гулливера. Размеры помещения с раздвижной стеной в роли ворот позволяют разместить в нём добрый десяток дальнемагистральных пассажирских лайнеров. Но нынче нас влечёт сюда отнюдь не гражданская авиация. Не отрывая глаз от захватывающей перспективы, движемся к прославленным ветеранам ВВС, обретающим сегодня новую жизнь.
До появления в Казани многие машины находились в строевых частях на консервации. И не случись в стране определённых изменений политического курса, один из шедевров советского авиапрома мог бы стать достоянием истории. После того как его разобрали бы на металлолом. Теперь же бомбардировщик сбросит всё, что можно назвать морально или материально устаревшим, и продолжит службу. Без разорения бюджета российские ВВС получают, по сути, новый парк машин, соответствующих современным требованиям.
Напряжённая работа по глубокой модернизации самолёта – это объединение усилий тысяч людей, квинтэссенция труда конструкторов и инженеров, рядового технического персонала и опытных лётчиков-испытателей
«Реинкарнация» бомбардировщика-ракетоносца, как это ни парадоксально, тоже начинается с разборки – это первая стадия капитального ремонта, проводимого вкупе с модернизацией. Технической ревизии, как объясняют специалисты, подвергаются в первую очередь все части планера, будь то фюзеляж или сложнейшая конструкция крыльев с изменяемой стреловидностью – одна из изюминок машины. Чтобы определить места усталости металла, наличие микротрещин, степень износа движущихся деталей и прочие дефекты, с самолёта снимают крылья и двигатели, носовую часть и хвостовое оперение, кабинное оборудование и множество других узлов и агрегатов. Часть из них развозится по профильным цехам завода, часть отправляется на предприятия-изготовители по всей России. А потом, в прямом смысле став как новенькие, части самолёта вновь собираются воедино.
Ревизии, разумеется, подвергается всё оборудование самолёта (затем и дело затевалось!), а это сотни разнообразных электронных блоков, километры собранных в разноцветные жгуты проводов и масса всяких железок. Даже для того, чтобы культурно снять всё это с самолёта, требуются специалисты высокой квалификации. Сборка же – настоящий высший пилотаж. Особенно с учётом замены значительной части бортовой радиоэлектроники и прочих важных устройств на совершенно новое оборудование. Процесс этот весьма непростой, требующий, что называется, творческого подхода.
Впрочем, и планер получает не слишком заметные для неспециалистов, но очень важные изменения. Переделан обтекатель центральной (неподвижной) части крыла, под которым разместилось новое оборудование. Прямой прежде нос машины приобрёл маленькую горбинку с большими, в буквальном смысле стратегическими последствиями. Дело в том, что именно отсюда в нужный момент «вырастает» штанга дозаправки, позволяющая в разы увеличить дальность полёта Ту-22М3М. Идея, конечно, не новая, но на предшественнике от неё пришлось отказаться ещё в брежневские времена. В ходе подготовки договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2) американцы потребовали ликвидировать всю довольно сложную систему небесной дозаправки самолёта. Иначе, дескать, угрожает он нашим границам, пусть они и за океаном. Теперь прежних ограничений нет, и заправочную штангу «вернули». Впрочем, последнее слово, как объясняют специалисты, не совсем корректно. Если раньше конструкция было неподвижной, то теперь, по аналогии с Ту-160, штанга имеет механизм выпуска и уборки.
БОМБАРДИРОВЩИК-РАКЕТОНОСЕЦ В БЕЛОМ ФРАКЕ
Цех опытного производства. Здесь сегодня находится главный опытный образец – белоснежный красавец Ту-22М3М. Вообще-то стандартная цветовая гамма у этого семейства бомбардировщиков другая – сверху наносится серая, а снизу белая, так называемая противоатомная краска. Однако на опытной машине, которая в ходе глубокой модернизации становится родоначальником новой серии, художественную традицию изменили, сделав самолёт похожим издалека на более крупного собрата – «Белого лебедя» Ту-160. Это, кстати, весьма символично. Почему – расскажем чуть позже.
Буквально на наших глазах ведётся монтаж нового носового обтекателя, идут работы по кабинному оборудованию. Пилоты получат мониторы, подобные тем, что применяются на современных пассажирских лайнерах, однако и от «будильников», как на лётном сленге называются традиционные аналоговые приборы, полностью отказываться не будут. В определённых ситуациях, которые могут возникнуть в боевых условиях, только они дают гарантию работоспособности.
А вот морально устаревшая на сверхзвуковом ракетоносце-бомбардировщике кормовая пушка уходит в прошлое. Вместо неё будет установлено необходимое современное оборудование. Что касается самообороны, то для неё самолёт должен использовать исключительно средства радиоэлектронного противодействия.
Интересно, что стоящий в цехе бомбардировщик – именно та машина, которая покорила сердца казанцев в конце минувшего года. Как и автору материала, некоторым счастливым обывателям уже удалось увидеть самолёт в небе. Испытания нашей военной авиации перестают быть чем-то выходящим из ряда вон. Вновь привычным становится и гул турбин с заводского аэродрома, на который даже жалуются некоторые несознательные граждане. Сознательные же понимают, что это голос возрождающегося отечественного авиапрома – уж простите за высокопарность. Но вернёмся к нашему красавцу.
Нынешние наработки станут основой для качественного рывка вперёд – создания перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА)
Для отработки новых приборов и оборудования лидер будущей серии выполнил в ходе испытаний уже 28 полётов, и сейчас его доводка идёт ударными темпами. Напряжённая работа по глубокой модернизации самолёта – это объединение усилий тысяч людей, квинтэссенция труда конструкторов и инженеров, рядового технического персонала и опытных лётчиков-испытателей.
– Работа по модернизации порой оказывается сложнее создания нового самолета, – рассказывает заместитель главного конструктора по сопровождению производства ПАО «Туполев». – Ведь современную «начинку» нам потребовалось вписать в существующий фюзеляж самолета Ту-22М3. И всё это впервые испытывается на нашем самолёте, требуя оперативного устранения замечаний, которые выявляются на испытаниях. В ходе модернизации на Ту-22М3М заменено практически всё бортовое радиоэлектронное оборудование. Конкретный его состав является закрытой информацией, но можно отметить, что появилась новая система управления самолетом в целом, двигателями и подачей топлива в частности. Установлены современные комплексы навигации и управления оружием, связью, новый локатор. Интеграцию всего этого оборудования обеспечивает информационно-управляющая система, повышающая уровень автоматизации самолёта.
Конкретные боевые характеристики машины держатся, понятно, в секрете. Но и то, что известно сегодня из открытых источников, впечатляет. К примеру, важным отличием Ту-22М3М от советского предшественника является прицельная система, позволяющая с цифровой эффективностью управлять даже неуправляемым вооружением. С точностью до секунды, с учётом высоты полёта, плотности воздуха и скорости ветра открыть бомболюк, чтобы самые обычные авиабомбы попали точно в цель. Кроме того, система позволяет работать с целым рядом современных и перспективных авиационных ракет, которые может нести этот самолёт. «Заточен» Ту-22М3М на поражение морских целей, в первую очередь – носителей крылатых ракет наших заокеанских партнёров.
СЛОВО – ИСПЫТАТЕЛЮ
– С виду старая и новая модификации самолёта отличаются несильно, но по сути Ту-22М3М – совсем другая машина, которая сегодня обеспечивает рост потенциала дальней авиации, – говорит летчик-испытатель Жуковской лётно-испытательной и доводочной базы.
– Впечатления от полёта совершенно другие благодаря кардинально изменившемуся приборному, навигационному оборудованию и работе информационно-управляющей системы, которая значительно облегчает работу экипажа. Что касается боевых возможностей, то модернизация БРЭО (бортового радиоэлектронного оборудования. – Авт.) позволила увеличить номенклатуру типов и видов боеприпасов, что расширяет круг решаемых боевых задач, и дала возможность с высокой точностью применять любое оружие.
Первому полёту на Ту-22М3М предшествовало кропотливое изучение экипажем технической документации на новое оборудование, руководства по лётной эксплуатации. Лётчики проводили кабинные тренажи, проверяли работу приборов, выполняли запуски двигателей, руление в рамках необходимых наземных работ и, наконец, первые «коробочки» над аэродромом. Но «тест-драйв» для испытателей отнюдь не главное испытание. Их задача – помочь конструкторам и инженерам в выявлении сильных и слабых сторон самолёта, в устранении недостатков. Многое в процессе доводки достигается лишь опытным путём.
– Так, например, – рассказывает лётчик-испытатель, – с проблемой столкнулись наши инженеры по аэродинамике при определении места установки приёмников давления. Они не должны находиться в зоне турбулентности или сами влиять на параметры полёта. Пришлось многократно менять места установки, навешивать так называемые красные ленточки по бортам самолёта, устанавливать камеры для записи полёта и поведения этих лент… Это заняло немало времени, но мы добились успеха. Как и после кропотливой работы по внедрению новой электронной системы управления двигателями. Многократное перепрограммирование ЭСУД с дальнейшими наземными отработками принесли очень хороший результат. Двигатели, образно говоря, «задышали», появилась уверенность в стабильности работы силовых установок и благополучном выполнении полётного задания. Благодаря кропотливой работе инженеров была отлажена работа приборного, радиоэлектронного оборудования, самолётных систем, что позволило нашему экипажу спокойно выходить на полёты по программе испытаний.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Выпускать Ту-22М3М «с нуля», по словам заместителя главного конструктора по сопровождению производства ПАО «Туполев», не планируется. Модернизация ракетоносца-бомбардировщика продлит его полноценную жизнь на ближайшие пятнадцать–двадцать лет, но что дальше? Неужели усилия ПАО «Туполев», персонала Казанского авиазавода, работающего над самолётом в три смены, направлены на создание «тупиковой ветви эволюции»? Совсем наоборот. Дело в том, что почти все инновации, связанные с этой машиной, использованы, во-первых, при производстве (с нуля) новой версии «Белого лебедя», недавно поднятого в казанское небо. Не случайно бортовое оборудование Ту-22М3М максимально унифицировано с обновляемым Ту-160. А во-вторых, нынешние наработки станут основой для качественного рывка вперёд – создания перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). О нём немало говорилось в последнее время. Принципиально новый самолёт сможет нести на борту любое авиационное вооружение на межконтинентальную дальность. Таким образом, модернизация Ту-22М3 – ступенька к созданию многоцелевой машины, которая, по мнению экспертов, сможет эффективно заменить всю нынешнюю дальнюю авиацию, включая Ту-160 и Ту-95. Это – завтрашний день КАЗ и хороший подарок к предстоящему 100-летию завода.
Материал подготовлен при содействии сотрудников отдела по связям с общественностью
и директора музея КАЗ им.С.П.Горбунова Янины Чурбановой.
Источник: rt-online.ru