Поздравления на татарском

ТАТАРСКИЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ

НОВОСТИ ТАТАРСТАНА

Век просвещения

Как развивалась система народного образования в Татарстане в последние сто лет

 

образование1

 

Институты народного просвещения в Татарстане имеют давнюю историю, своими корнями они восходят к IХ–Х векам, периоду Волжской Булгарии. За долгий период развития образовательные учреждения народов современного Татарстана превратились в конфессиональные и светские центры национального просвещения. Но с установлением советской власти вся система народного образования в стране подверглась коренной перестройке. Было введено бесплатное и совместное обучение детей обоего пола; отменены физические наказания в школах; религия была отделена от государства, а школа от церкви; запрещена деятельность частных и религиозных школ; все народы получили право обучения на родном языке.

 

В этот период на государственном уровне была провозглашена борьба с неграмотностью. Согласно Декрету от 6 декабря 1919 года всё население РСФСР в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте (на родном или русском языке – по желанию).

Одновременно с этим 19 июня 1920 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, которой предоставлялось право административного и уголовного преследования за отказ от обучения в пунктах ликвидации неграмотности для взрослых. В 1920–1921 годах в ТАССР действовало около 350 таких пунктов, в них обучались свыше 200 тысяч человек.

В годы голода (1921–1922) финансирование системы образования сократилось, значительно снизились темпы школьного строительства и уменьшилась сеть начальных школ. В связи с этим вплоть до 1929 года в сёлах разрешали учить детей в начальных религиозных школах (мектебах), содержавшихся на средства местного населения. В 1925 году в республике было более 600 таких школ, в них учились примерно 30 тысяч детей.

В начале 20-х годов прошлого века при Наркомате просвещения республики был создан академический центр, который осуществлял научное и методическое руководство народным образованием. Благодаря его плодотворной деятельности к середине 20-х годов были разработаны первые учебные программы и пособия по изучению и методике преподавания родного языка и литературы, учебники по естественным и гуманитарным дисциплинам для обучавшихся на татарском языке. В результате была создана целостная государственная система общего и педагогического образования на татарском языке. Ведущую роль в создании учебно-методических и языковедческих основ национальной школы сыграли ученые-языковеды и педагоги Дж.Валиди, Г.Ибрагимов, М.Х.Курбангалеев, Н.К.Мухутдинов, Н.С.Надиев, М.А.Фазлуллин, Г.Ш.Шараф и другие.

 


К началу 1940-х годов в Татарии уровень грамотности населения составлял более 80 процентов. К осени 1940 года в республике было 3537 школ с общей численностью учащихся 541,8 тысячи человек


 

В 1920-е годы в республике появились и первые двухступенчатые национальные школы – у татар, марийцев, мордвы, чувашей, удмуртов. В 1928–1929 учебном году в ТАССР действовали 2504 школы, в которых обучались 181300 детей, в том числе татар – 91882, русских – 75862, чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы – 13556 человек.

С неграмотностью, в том числе взрослого населения, в Татарии боролись активно. К концу 1920-х годов в школах грамоты и пунктах ликвидации безграмотности ежегодно занимались до 350 тысяч человек. В 1930-е годы обучение прошли более 800 тысяч крестьян. В ходе кампании по ликвидации безграмотности решались и идеологические задачи. Через буквари и книги для чтения пропагандировалось коммунистическое и атеистическое мировоззрение, формировалось негативное отношение к дореволюционной повседневности.

Культурно-образовательному подъёму в Татарии способствовало введение в 1933–1934 учебном году всеобщего начального образования и связанное с этим быстрое развитие сети средних школ и учреждений по подготовке учительских кадров. Через три года в городах Татарстана обязательным стало семилетнее образование.

К началу 1940-х годов в Татарии уровень грамотности населения составлял более 80 процентов. К осени 1940 года в республике было 3537 школ с общей численностью учащихся 541,8 тысячи человек.

К концу 1930-х годов значительно сократились общественные функции родных языков народов республики, и постепенно обучение в национальных школах переходило на русский язык. Свою роль в этом сыграла и смена алфавита татарского языка в 1927 году на латиницу, а в 1939-м – на кириллицу.

 

образование

Антирелигиозная пропаганда в татарской школе в 30-е годы. На плакате написано на латинице: «Мы не держим уразу».

 

Индустриализация народного хозяйства и коллективизация деревни породили огромный спрос на высококвалифицированных инженерно-технических специалистов, и в 1930-е сформировалась широкая сеть многочисленных курсов фабрично-заводского обучения, средних специальных учебных заведений технического и сельскохозяйственного направления. В республике были открыты новые вузы – химико-технологический, авиационный, медицинский, финансово-экономический институты, Институт коммунального строительства (ныне КГАСУ).

В годы Великой Отечественной войны система народного образования Татарии понесла невосполнимые потери – и кадровые, и материальные. Надолго остановились строительство новых и капитальный ремонт действующих школ. И только к середине 1950-х годов была решена одна из важнейших задач в области образования – переход к всеобщему семилетнему (1955–1956 учебный год) и восьмилетнему (1959–1960) обучению. Тогда в систему народного образования пришли новые педагоги, в 1955–1960-е годы было построено более 550 новых школьных зданий.

В это же время и позже, в 1970-е годы, государство стало уделять больше внимания детским дошкольным учреждениям, а также создавать сеть профессионально-технических училищ. В 1970–1980-х годах в Татарии их было открыто около ста.

На новую ступень поднялась и высшая школа. Значительно больше стало студентов в вузах, расширился перечень специализаций.

В то же время в соответствии с курсом КПСС на формирование так называемой новой исторической общности – советского народа – с конца 1950-х годов в республике проводилась целенаправленная политика по сворачиванию обучения на татарском и языках других нерусских народов. Это привело к сужению функций родного языка во всех сферах жизни. Прекратилось преподавание на татарском в вузах, средних специальных и профессиональных учебных заведениях; в городах и райцентрах почти все национальные школы были переведены на русский язык, сократили количество часов на изучение родного языка и литературы для татар, обучавшихся в русских школах.

 


Индустриализация народного хозяйства и коллективизация деревни породили огромный спрос на высококвалифицированных инженерно-технических специалистов, и в 1930-е сформировалась широкая сеть многочисленных курсов фабрично-заводского обучения, средних специальных учебных заведений технического и сельскохозяйственного направления


 

Из года в год сокращалось число татарских школ. К 1990 году из почти 200 общеобразовательных школ Казани только две – средняя школа №1 и школа-интернат №10  – вели преподавание на татарском языке.

Начавшаяся в конце 1980-х годов перестройка и связанная с этим тяжёлая социально-экономическая ситуация в Татарстане привели к сокращению в первой половине 1990-х годов значительной части общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений. Закрылись сотни ведомственных детских садов, их здания отдали различным сторонним структурам.

В то же время принятие Декларации о государственном суверенитете ТССР и федеральных законов «О языках народов Российской Федерации», «Об образовании», а также государственной республиканской программы по сохранению, изучению и развитию языков народов Татарстана, придание татарскому языку статуса государственного позволили развернуть широкомасштабную деятельность по возрождению национальной культуры и образования. В республике начала складываться многоступенчатая система национального образования и изучения родного языка – от детских садов до вузов. Была создана сеть татарских гимназий и детских садов, во многих школах стали работать татарские классы, в школьных программах появился предмет «татарский язык».

В 1990-е годы наступил новый этап и в развитии высшего образования в Татарстане. В 1992 году Казанский авиационный институт и Казанский химико-технологический институт были преобразованы в вузы широкого профиля – технический и технологический университеты соответственно. В 2010 году им был присвоен статус национальных исследовательских университетов. В 2005 году путём объединения Казанского педагогического университета с Татарским гуманитарным институтом, Татарско-американским региональным институтом был образован Татарский гуманитарно-педагогический университет (ТГГПУ). В 2010 году Казанский государственный университет преобразован в Казанский (Приволжский) федеральный университет, в состав которого вошли ТГГПУ, Казанский финансово-экономический институт, Институт государственной службы при Президенте Республики Татарстан, Елабужский педагогический институт, Камский педагогический институт.

 

kpfu

В 2018–2019 учебном году в республике функционировали 1402 общеобразовательных учреждения.

 

Самостоятельными вузами стали филиалы различных институтов в Альметьевске, Елабуге, Бугульме, Набережных Челнах, Чистополе. Сформировалась также сеть негосударственных вузов, некоторые из них превратились в крупные образовательные центры: Академия управления «ТИСБИ», Институт экономики, управления и права, Казанский социально-юридический институт, Набережночелнинский институт управления, Болгарская исламская академия, Российский исламский институт, Казанская духовная семинария.

В 2018–2019 учебном году в республике функционировали 1402 общеобразовательных учреждения, в том числе 1319 школ и школ-интернатов, 52 школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, две санаторные школы-интерната, 11 вечерних школ, 15 негосударственных школ. В них учились почти 417 тысяч детей, работали около 32 тысяч учителей.

В сфере высшего образования действовали 25 учебных заведений, в том числе 15 государственных, 10 негосударственных (из них 3 – религиозные), 19 филиалов (13 – государственные, 6 – негосударственные). Общая численность студентов – более 146,8 тысячи человек, из них более 16 тысяч – это иностранные студенты из 15 стран ближнего и 110 стран дальнего зарубежья.

Сфера образования, как подчеркнул в сентябрьском прошлого года послании Государственному Совету Президент Татарстана Рустам Минниханов, у нас всегда была предметом особого внимания. В республике гордятся высокими результатами своих школьников и студентов. Успехи сферы образования – залог поступательного развития современного Татарстана.

Рафаиль ШАЙДУЛЛИН, доктор исторических наук,
профессор,
руководитель Центра энциклопедистики
Института Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ,

Лариса АЙНУТДИНОВА, кандидат исторических наук,
доцент,  заведующая отделом регионоведения
и социокультурных исследований Института Татарской
энциклопедии и регионоведения АН РТ

Источник: rt-online.ru